Микела́нджело Меризи да Карава́джо «Корзина с фруктами» (1596 г.)

Картина Караваджо «Корзина с фруктами» считается одним из первых натюрмортов в мировой живописи. Эта работа — основная точка отсчета в становлении жанра в итальянской традиции.

Первое, что бросается в глаза, — филигранная проработка каждого предмета на полотне. Фрукты буквально ощущаются тактильно, настолько они проработаны. Художник сочетает множество разных фактур. А плоский, абсолютно ровный фон, эффектно контрастирует с объектами на первом плане, подчеркивая их объем.

Симметрия в работе не соблюдена, что придает картине натуралистичности, живости. В работе нет идеализации, и даже наоборот — здесь проявляется тот самый реализм Караваджо, а также его любовь к отображению дихотомии мира, сочетания несочетаемого.

Слева мы видим пышущие фрукты, а справа — жухлые листы, тут есть и спелые плоды и фрукты с червоточинами. Во всем этом присутствует аллегория соседства и противостояния жизни и смерти, вечного и сиюминутного. Натюрморт Караваджо показывает постоянную борьбу и единство противоположностей, как и многие другие его картины.