Фантастика в чертежах: "конструктор будущего" С.П. Королёва
Библиотеки Коломны поддержали проект «Фантастика в чертежах: "конструктор будущего" С.П. Королёва» Московской губернской универсальной библиотеки, который реализуется в Подмосковье. Мы полагаем, что проведение мероприятий, рассказывающих о развитии космической отрасли, будет способствовать популяризации науки и технологий, связанных с темой космоса, и научной фантастики как литературы, развивающей воображение (в том числе инженерное).
Проект позволит командам участников в соревновательном режиме пройти по "когнитивному пути" С. П. Королёва, почувствовать себя в роли инженеров, конструкторов и других "космических" специалистов, через специально разработанную просветительскую программу.
В неё вошли:
- 5 научно-фантастических и инженерных шоу «Фантастика в чертежах». Темы шоу связаны с покорением космоса: новые материалы / новые источники энергии, ядерная физика, биомедицинские технологии, межзвёздные перелёты, искусственный интеллект.
- 5 мозговых штурмов с командами по темам шоу.
- "Диванный" квест по научно-популярным и научно-фантастическим книгам и материалам пяти шоу. Рекомендательные списки, видео-конспекты, буктрейлеры и рецензии по книгам из рекомендательного списка на темы шоу.
- Экскурсии на объекты ГК "Роскосмос" и в Патентную библиотеку.
- Королёвский конструкторско-фантастический форум, на основе полученных знаний и материалов с презентацией результатов работы команд и выявлением команды-победителя.
Коломна и космос
Не каждый коломенец знает, что Коломна связана с космонавтикой. И это касается не только памятника легендарному летчику-космонавту Гагарину на одноименной улице, открытому в 1978 году.
Космическая история Коломны начинается 30 сентября 1933 года. Именно в этот день 90 лет назад произошло выдающееся достижение советских воздухоплавателей. Стратостат «СССР- 1» поднялся на высоту 19 километров и установил новый мировой рекорд. Советские исследователи первыми из землян поднялись на такую высоту. В пятом часу вечера многие жители Коломны увидели приближающийся к городу стратостат. В ярких лучах солнца на фоне безоблачного голубого неба блестела огромная грушевидная оболочка, к которой была подвешена шарообразная кабина. Стратостат летел в сторону Бобренева и сотни людей устремились к Коломенскому заводу. Стратостат опустился в двухстах метрах от берега Москва-реки на Бобреневском лугу. К месту приземления стали стекаться жители, подоспели и корреспонденты Коломны и Москвы. Начался незапланированный митинг. Командир Г. А. Прокофьев рассказал о полете, поблагодарил коломенцев за теплый прием, сердечную встречу. После митинга коломенцы погрузили 950-килограммовую оболочку и гондолу с посадочным приспособлением на баржу и отправили в Москву. А стратонавты направились в город - их ожидал отдых в доме приезжих Коломенского завода.
Первый исторический полёт человека в космос был прежде всего триумфом развития советской науки и промышленности. Создание космических кораблей явилось победой машиностроительной промышленности. В той сложной работе принимал участие и Коломенский завод тяжелого станкостроения. В начале 1958 года один из прессов модели П-307 усилием 10000 тонно-сил, предназначенный для прессования резиной, был поставлен нашим предприятием опытному заводу Центрального конструкторского бюро, которым руководил известный конструктор космической техники академик Сергей Павлович Королёв. Детали космического корабля, на котором летал Ю. Гагарин, штамповались на прессе, изготовленном Коломенским заводом тяжёлого станкостроения.
В последующие годы, когда развернулось соревнование между Советским Союзом и США в создании космических кораблей многоразового использования типа «Шаттл», нашей страной был создан космический корабль «Буран». Для его производства потребовались уникальные специальные станки. Их спроектировали и изготовили коломенские станкостроители. Станки обрабатывали с очень высокой точностью топливные баки корабля диаметром до 8 метров для того, чтобы обеспечить их небольшой вес без потери прочности, и другие узлы ракетно-космической техники. Коломенские станки серии «СВО» отличались высокой производительностью и надежностью.
Но не только станки выпускали коломенские станкостроители. На земле без спичек не обойтись. Оказалось, что они нужны и космонавтам при аварийной посадке. Но балабановский коробок, который есть на каждой кухне, не годился. Потребовались особые спички – в два раза толще и в три раза длиннее. Попробовали такие сделать на спичечной фабрике, но не получилось. Специалисты Коломенского завода тяжёлых станков получили приказ в течение двух недель изготовить металлический инструмент для нарезки спичечной соломки заданных размеров. Называется этот инструмент гребёнкой. Коломенские специалисты потеряли покой, работали без сна и перерывов. Но в срок уложились и передали две изготовленные гребёнки представителям Балабановской фабрики. Через много лет в павильоне «Космос» на ВДНХ на одном из стендов демонстрировались спички для космонавтов.
Конструкторское бюро машиностроения тоже проложило свою специфическую тропинку в ближний космос – на КБМ проектировались боевые ракеты, на каком-то этапе полета оказывающиеся в околоземном пространстве. Недаром экспертный совет Политехнического музея признал памятниками науки и техники 1 категории ряд разработок КБМ. Среди них известные только узкому кругу специалистов межконтинентальный ракетный комплекс «Гном» и ракетный самонаводящийся снаряд-гироскоп «Шарик», предназначенные для ближнего космоса. «Гном» мог поражать цели практически в любой точке земного шара, удалённой до 10 тыс. километров, забираясь на огромную высоту. А «Шарик» потому так и называется, что вовсе не походил на привычную стреловидную ракету: в безвоздушном космическом пространстве у такого объекта сопротивление атмосферы Земли практически нулевое. «Шарик» проектировался для того, чтобы уничтожать военные космические спутники вероятного противника. Коломенцы могут гордиться тем, что в деле освоения космоса есть вклад и наших земляков
Может быть, это покажется удивительным, но для некоторых космонавтов СССР и России путь на космическую орбиту пролегал через Коломну.
В 1967 году в Коломенском авиационно-спортивном клубе имени Водопьянова проходили лётную подготовку будущие бортинженеры космических кораблей из числа гражданских лиц. Тогда начали строить многоместные космические корабли «Союзы». И кандидатов в космонавты необходимо было подготовить как бортинженеров и космонавтов-исследователей. Коломенский аэроклуб находился недалеко от Москвы и имел большую лётную базу. К тому же территория Коломенского района – открытая зона с неограниченными высотами – позволяла будущим космонавтам пройти хорошую школу парашютного спорта. Ветераны спортивной авиации с аэродрома Коробчеево хорошо помнят Виктора Пацаева, Владислава Волкова, Александра Александрова, Георгия Гречко. Они помнят, как дотошно эти столичные курсанты изучали «ЯК-18А», как после выходного дня Пацаев приплывал в Коломну на весельной лодке по Москве-реке, а ведь это полтора сотни километров. И примечательно: космонавты так и ни разу не обмолвились, кто они такие. Но потом коломенские лётчики с изумлением узнали по фотографии ТАСС в газетах и телерепортажах, что ставили на крыло теперь известных всему миру космонавтов. Оказалось, что эти простые ребята, которые хотели знать о самолёте все-все, а на прощание в знак благодарности учителям закатили замечательный банкет – покорители Вселенной, навсегда вошедшие в историю человечества.
В разные годы в Коломне бывали Павел Беляев, Константин Феоктистов, Павел Попович, Георгий Береговой, Виталий Севастьянов и другие лётчики-космонавты СССР. К. Феоктистов стал первым космонавтом, не являвшимся военным, и вместе с Комаровым и Егоровым входил в состав первого группового экипажа, который в 1964 году совершил полёт на первом аппарате серии "Восход". В этом полете советские космонавты впервые отправились в космос без скафандров.
Ну, а лётчик-космонавт, Герой России Михаил Тюрин, бортинженер двух космических полётов на Международной космической станции, родился в Коломне 2 марта 1960 года и провёл свое детство в доме № 2а на улице Красногвардейской